Будущее франчайзинга

Франчайзинг в России набирает новые обороты... Что это такое, с чем его едят и полезен ли он для здоровья. Говорят, что бизнес – дело рискованное и в этом есть весьма большая доля истины. Как известно 90% компаний закрываются в течение 1-го года работы, а из оставшихся 10% лишь немногие продолжают работать и «доживают» до 3-го года работы.

Причин такой неутешительной статистики может быть множество: это и нехватка опыта у молодых предпринимателей и, очень часто, нехватка средств, неправильно выбранная стратегия и неверные решения даже в момент подъема бизнеса могут привести его к плачевному исходу. Как же снизить риски и при этом все же стать владельцем собственного бизнеса?

Для многих людей, желающих открыть собственное дело, оптимальным выходом становится франчайзинг. Именно о нем, а также об особенностях развития франчайзинга в России мы и поговорим сегодня. Что такое франчайзинг? Родиной франчайзинга по праву можно считать Америку, где уже в 1950-х годах франчайзинг заявил о себе, как о способе развития бизнеса.

Именно в это время многие компании осознали преимущества распространения бизнеса за счет создания сети стандартизированных центров, оказывающих услуги или продающих продукты определенного качества.

Франчайзинг получил широкое распространение по всему миру, во многом потому, что эта система подразумевает взаимовыгодное сотрудничество организатора сети – франчайзера и участников сети – франчайзи. Один в поле не воин… Основными преимуществами франчайзинга для предпринимателей, стремящихся открыть свое дело, является весьма заметное снижение рисков, а также обучение ведению бизнеса не только в теории, но и на практике. Связано это с тем, что компания-франчайзер уже доказала эффективность своего бизнеса, добившись значительного успеха на рынке и благодаря узнаваемости ее торговой марки, проверенной организации бизнес-процессов и обучению позволяет снять многие риски, сопутствующие открытию нового бизнеса. Именно за эти преимущества и платит франчайзи, становясь владельцем готового бизнеса, а также получая полную поддержку со стороны франчайзера.

При этом для самой компании-франчайзера такой способ ведения бизнеса выгоден тем, что она получает дополнительную известность, практически не вкладывая в это свои ресурсы, однако получая в дальнейшем постоянный доход от сети франчайзи. Первые франчайзеры в России История франчайзинга в России началась сравнительно недавно, хотя еще при социализме компания Пепси использовала франчайзинг для продвижения и производства напитков «Пепси-кола» и «Фанта».

Вслед за ней на российский рынок пришли такие бренды, как «Макдональдс», «Баскин Робинс», «Сабвей», «Пицца Хат», «Сбарро» и другие. При этом не многие из этих компаний начали сразу использовать механизм франшизы для продвижения на российском рынке, например компания «Макдональдс», само имя которой тесно ассоциируется с франчайзингом, до недавнего времени не продавала франшизы на территории России, а открывающиеся рестораны принадлежали корпоративной сети компании.

Среди российских компаний идея франчайзинга постепенно приживается и уже сейчас можно видеть успешные франчайзинговые сети таких компаний, как «Ростикс», «1 С», «Русское бистро», «Якитория», «Куда.ру» и других. В основном, систему франчайзинга используют компании, связанные со сферой услуг, например питанием, туризмом, программным обеспечением и т.д. Возможно, именно это направление развития франчайзинга было выбрано в связи с тем, что услуги чаще всего невозможно оказать дистанционно и именно здесь так важно сетевое расположение франшизных точек а, следовательно, и их близость к потенциальным покупателям.

Что же касается франчайзеров, реализующих товары, то это направление в России развито значительно меньше, поскольку требует не только времени на создание франчайзинговой сети, но и организации системы доставки, контроля наличия товаров на складе и многого другого. Среди компаний, продающих в России товары по системе франчайзинга, можно выделить компанию «Ксерокс», продающую копировальную технику, а также известнейшую сеть автодилеров - «Лексус».

Среди российских компаний, реализующих систему франчайзинга в области товаров, наиболее заметными стали супермаркеты, такие как «Перекресток», «Пятерочка» и другие.

Перспективы развития франчайзинга в России Несмотря на свою относительную новизну для российского рынка, франчайзинг в России пользуется заслуженным интересом, как среди начинающих, так и среди опытных предпринимателей.

Все больше компаний осознают преимущества развития бизнеса по системе франчайзинга, поскольку данный вид развития бизнеса позволяет не только «идти в ногу» с быстроразвивающимся российским рынком, но и существенно сокращать при этом риски, связанные с открытием своего бизнеса.

Что же касается компаний-франчайзеров, то их интерес в развитии своего бизнеса на территории России связан, прежде всего, с тем, что Россия обладает огромной территорией, и перспектива открытия франшизных точек на территории всей России уже само по себе позволяет сделать бизнес одним из крупнейших в мире. Фактически на данный момент на российском рынке франчайзинг является одним из наиболее быстрых и эффективных способов достижения лидерства в выбранной отрасли.

Однако, несмотря на большую перспективность рынка, стоит сказать и о трудностях развития франчайзинга в России.

Одной из таких трудностей является отсутствие в российском законодательстве самого понятия франчайзинга, вместо него на данный момент существует понятие коммерческая концессия. На практике это приводит к усложнению оформления франшизы. Второй трудностью, с которой сталкиваются начинающие франчайзи – это необходимость стартового капитала для первого или паушального платежа франчайзеру.

В странах, где франчайзинг уже получил признание, существуют специальные программы кредитования, позволяющие банкам выдавать кредиты франчайзи на более льготных условиях, поскольку этот вид бизнеса обладает значительно меньшими рисками по сравнению с открытием собственного дела. При этом в России уже сейчас появляются отдельные банки, предоставляющие специализированные программы кредитования франчайзи, поэтому для предпринимателей, желающих открыть собственное дело и при этом существенно снизить риски уже сейчас, банковская система открывает все больше возможностей. Подведем итоги…

Подводя итоги можно сказать, что на данный момент покупка и управление франшизой на территории России связано с определенными трудностями в связи с тем, что пока не слишком на данный момент не слишком сильно развита система льготного кредитования франчайзи, а также затруднена система оформления франшизы.

При этом основными преимуществами открытия и ведения франшизы на территории России был и остается быстрорастущий рынок товаров и услуг, в условиях которого именно франчайзинг позволяет существенно снизить риски при открытии своего дела, а также получить необходимый опыт управления собственной компанией.

Если сказать больше, то для российского рынка именно франчайзинг открывает широкие возможности, как для начинающих, так и опытных предпринимателей, обеспечивая безопасное, взаимовыгодное и невероятно перспективное развитие бизнеса.


http://azfra.com



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: