Мари Дюплесси. Как оперу «Травиата» обессмертила дама легкого поведения?
Опера «Травиата» великого Д. Верди — одно из лучших музыкальных произведений в истории классической музыки. Все о ней слышали. Свое бессмертие «Травиата» обрела благодаря женщине, причем легкого поведения. Так же, как и роман А. Дюма-младшего «Дама с камелиями». Собственно, эти творения вообще свет увидели только благодаря Мари Дюплесси.
«Дама с камелиями», пожалуй, единственное произведение Александра Дюма-сына, имевшее успех у читателей. Может, потому, что писал автор про себя? Про свою трагическую историю любви. К той самой Мари.
Известная куртизанка, утонченная, не лишенная ума — могла ли ее жизнь сложиться по-другому? Может быть, если бы Альфонсина (так звали женщину на самом деле) не сбежала бы из дома, а вышла замуж за соседа, к примеру. И тяжелая крестьянская жизнь не оставила бы и следа от той красоты, которой восхищались современники Мари.
Она знала, на что шла, когда сбегала из дома. Осознавая цену своей внешности, Альфонсина не собиралась иметь в этой жизни материальных проблем. Это был ее выбор. Девушка быстро попала в разряд содержанок. Взяла себе имя Мари, к фамилии матери (дворянки, неизвестно как оказавшейся замужем за отцом-пьяницей) добавила приставку Дю, получив в итоге оригинальное Мари Дюплесси. Встретив герцога Аженора де Гиша, Мари попала в мир полусвета, мир, где по-настоящему богатые и могущественные мужчины не считали деньги.
Мари стала бывать в опере. Опера XIX в. во Франции — место, где «выходили в свет» богатые содержанки, куртизанки высокого класса. Мари стала одной из них, но не такой как все. Благодаря легкому характеру, острому уму, умению слушать, женщина быстро приобрела некоторое подобие уважения. Завела друзей.
Герцога де Гиша давно сменил Фернан де Монгийон, затем Анри де Контад и другие богатые аристократы. Деньги потекли рекой. И ничего не надо было делать для этого. Почти ничего. Но женщина не только тратила деньги и искала развлечений, она занималась самообразованием. Довольно неплохо играла на фортепьяно, читала произведения Гюго, Мольера, Рабле.
Мари создала некоторое подобие салона, где бывали Альфред де Мюссе, Роже де Бовуар. Ференц Лист имел с ней непродолжительные, но искренние любовные отношения.
Возможно, люди, окружавшие Мари и посещавшие ее салон, жалели, что столь одаренной женщине приходится заниматься такой постыдной профессией. Но сама Мари не хотела ничего менять. Ее доход доходил до ста пятидесяти тысяч франков золотом в год. Ей нравилось вставать с постели в обеденное время, иметь прислугу, часто менять наряды, носить драгоценности и вообще жить в роскоши. Взамен требовалось лишь ее тело. Мари не считала это проблемой.
Пока не встретила Александра. Сына известного писателя А. Дюма-старшего. Наверное, это было настоящее чувство. Возможно, Мари впервые пожалела о своем образе жизни. А также о своей болезни. Чахотка (туберкулез) — настоящий бич того века. Женщина знала, что не проживет долго. И хотела получить от жизни все. Александр был ранен в самое сердце. Ранен всем сразу: красотой Мари, ее умом, ее профессией. А также болезнью и спокойным осознанием неизбежности.
Счастливая жизнь влюбленных длилась несколько месяцев, наполненных страстью и обожанием. А потом Мари вспомнила о счетах, которые не оплачены и пачками продолжают приходить чуть не каждый день. Что поделать, женщина привыкла жить на широкую ногу. Александр не имел своего состояния, жил за счет отца. Он не мог обеспечить Мари ту жизнь, к которой она привыкла.
Мари Дюплесси вернулась к своему ремеслу. Ревность, отчаяние и безысходность толкнули Александра к разрыву. Он написал Мари записку, в которой сообщил, что между ними все кончено, и уехал путешествовать. Мари восприняла это спокойно. Все равно дни ее были сочтены, будущего у этой любви не было. К тому же, были и другие мужчины, восхищавшиеся ею.
Что такого особенного было в этой женщине? Ее принимали там, куда ее коллеги по профессии попасть даже не мечтали. Альбер Вандам в книге «Англичанин в Париже» писал: «В ней была такая изысканность, которой нельзя научиться, особый такт в любых обстоятельствах. Она никогда не позволяла себе ни одного грубого слова и вообще очень правильно говорила по-французски. У Лолы Монтес не было ни одного друга, Альфонсина же Дюплесси не имела врагов».
Не удивительно, что Александр Дюма-младший потерял голову. И не только он. Что заставило светского льва, ловеласа, красавца, богача и потомка древнего рода, словом, блестящего мужчину Эдуарда Перрего предложить куртизанке руку и сердце? Презрев все приличия, рискуя вызвать скандал в обществе, они поженились. Но этот брак не имел продолжения, не принес ничего нового. Разве что счета Мари могла теперь подписывать фамилией мужа. Но он и раньше их с удовольствием оплачивал. Вместе супруги не жили. Может, Эдуард понял свою ошибку. Он метался, не мог простить себе этот поступок. И Мари не мог забыть.
Неизвестно, чем бы все это закончилось. Но в феврале 1847 года Мари Дюплесси не стало. Не помогло лечение на дорогих курортах. Не помогли лекарства. Толпа зевак провожала на Монмартрское кладбище катафалк с телом самой дорогой и соблазнительной куртизанки своего времени. Лишь двое мужчин скорбно провожали женщину в последний путь. Эдуард Перрего и Эдуард Делессер.
Александр успел как раз к распродаже имущества Мари. При жизни женщину окружала настоящая роскошь. Молодой человек смог купить лишь маленькую безделушку, на большее не хватило денег. Сгорая от горя и сожаления, Александр заперся дома на несколько недель и написал роман «Дама с камелиями». Почему именно камелии? Это были любимые цветы Мари. И некий ее личный, фирменный знак. Появляясь в опере с белой камелией, она давала тем самым согласие на свидание с очередным поклонником. Красная камелия означала отказ.
«Дама с камелиями» имела оглушительный успех. На основе романа поставили пьесу в Варьете, также имевшую популярность. Композитор Джузеппе Верди, потрясенный до глубины души историей жизни молодой женщины, на основе трагического сюжета создал оперу «Травиата».
Не родись когда-то эта чувственная и обворожительная женщина, мир бы не услышал божественную «Травиату» и не прочитал бы роман А. Дюма-младшего «Дама с камелиями».