«Всей России притеснитель...» Каким вошел в историю А.А. Аракчеев?
Надеюсь, эта статья будет первой из посвященных несправедливо оболганным фигурам истории. Единым в одном: они создавали массу неудобств современникам. Мы же часто вынуждены судить и о них самих, и об их деятельности по воспоминаниям тех самых современников! По общественному мнению, часто несправедливому.
Понимать логику поступков исторических личностей нужно в контексте того времени. Судить же о результатах их поступков иногда можно лишь много позже. К тому же контекст ситуации — это и отношение современников. Не обязательно объективное… а скорее, никогда не объективное.
Предыдущую статью я посвятил Л. П. Берии. А теперь — о не менее крупном государственнике, жившем за столетие до того. Чьи дела вызывали самые негативные отзывы современников. Увы! Немногие способные оценить те же дела иначе, мемуаров не оставили. Слишком были заняты укреплением государства. Неоднозначно оценивали и самих этих «немногих»: Павла I, Александра I, Николая I…
О нашем же герое отзывались однозначно:
Губернаторов мучитель И Совета он учитель, А царю он — друг и брат. Полон злобы, полон мести, Без ума, без чувств, без чести, Кто ж он? Преданный без лести,. .. .. . грошевой солдат.
Вторили и поэты иного времени:
…мрачная фигура Встает над Русью: форменный мундир, Бескровные щетинистые губы, Мясистый нос, солдатский узкий лоб, И взгляд неизреченного бесстыдства Пустых очей из-под припухших век. У ног ее до самых бурых далей Нагих равнин — казарменный фасад…
Чем же этот человек заслужил такое о себе мнение? Наводил порядок среди наводнившей страну в конце 18 в. вольницы власть имущих. Наверное, ему повезло: врожденные черты характера соответствовали требованиям наступившей эпохи, сделав его ближайшим сподвижником двух императоров. Порядок наводился жестко до жестокости, могли ли подчиненные быть иного мнения о начальнике?
Равных отвращали нелюдимость и суровость. И мрачность. Хотя она-то была скорее внешней, Аракчеев мало перед кем раскрывался. И никогда не напоказ. Примеры известны. Раз, несправедливо отчитав офицера, на следующий день Аракчеев наедине просил у него прощения. Объяснив, что не мог при окружающих спустить нарушения дисциплины даже по уважительной причине.
Был он способен на личную преданность… Многие уверены: Павел не погиб бы, будь рядом Аракчеев. И хотя Аракчеев был в опале, Павел вызвал именно его. Алексей Андреевич не успел…
Был он предан и Александру, хотя не мог не знать о причастности того к заговору. Аракчеев и Александр были дружны и при жизни Павла. Хотя есть мнение современника, что на деле он Александра ненавидел. Но предан был. Скорее всего, просто не умел иначе.
Был способен на любовь. Гибель жены, к которой Аракчеев был страстно привязан, едва не свела в могилу его самого.
Да и друзей у Алексея Андреевича было, может, и немного (а бывает ли друзей вообще много?), но и не так мало.
Окружающие же считали его властолюбцем и карьеристом. Наверное, так и было, только на что граф употреблял немалые возможности? Аракчеев был патологически честен. По одной из версий, причиной его развода стала взятка, полученная за что-то его женой. Всего лишь версия… А отказ Аракчеева от многих наград и поощрений — факт. Например, будучи (еще в бытность Павла наследником) комендантом Гатчины, Аракчеев имел единственные мундир и панталоны. Вряд ли Павел отказал бы любимцу в помощи, но тот ни разу за ней не обратился, подрабатывая преподаванием. На занятия он ездил в столицу ночами, тратя на дорогу большую часть дополнительного заработка. Отказывался и от орденов. От званий не отказывался, но они означали большие возможности. А служба была для него всем.
Занятно, что его называли безграмотным и плохо образованным. Это выпускника Шляхетского Артиллерийского и Инженерного корпуса, готовившего военных инженеров и артиллеристов, серьезных технарей! Кстати, там же обучался Кутузов… Так и Пушкина, закончившего «всего лишь» лицей, можно записать в необразованные! «Плохо образованный» граф был инспектором артиллерии, писал пособия по артиллерийскому делу. Реформировал и, по сути, создал к войне 1812 г. новую русскую артиллерию. Признаваемую лучшей в войне!
«Плохо образованному» кадету Аракчееву поручали… вести занятия с отстающими. В конце обучения он получил персональное разрешение не посещать уроки, занимаясь самостоятельно. А после был оставлен преподавать математику и артиллерию, а также (ничего, по «воспоминаниям», не читавший!) заведовать библиотекой. Позже собрав собственную библиотеку из более чем 11 тысяч томов.
С началом русско-шведской войны Аракчееву поручили подготовку артиллерийской команды. Он написал пособие (уровень которого признавали высоким) для ускоренной подготовки артиллеристов. Был рекомендован в учителя к сыну президента Военной коллегии. Затем — в Гатчину, для обучения артиллеристов. И до того Аракчеев рос по службе, при Павле же состоялась его подлинная карьера:
Инспектор гатчинской артиллерии и пехоты. Комендант Гатчины. Комендант Петербурга. Командир лейб-гвардии Преображенского полка. Генерал-квартирмейстер русской армии. Начальник Главного штаба. Инспектор русской артиллерии. В 1799 отставлен, при Александре I снова инспектор артиллерии. Генерал от артиллерии. Министр военно-сухопутных сил. Сенатор. Председатель Военного департамента Государственного совета. Инициатор преобразований в армии.
В Отечественную войну руководил формированием ополчения и артиллерийских полков. Отказался от звания генерал-фельдмаршала.
Считается, что фактически стал вторым лицом в государстве. Организатор военных поселений. Участник работы над секретным проектом освобождения крестьян. Одним из первых привел подчиненных к присяге Константину, затем Николаю.
Будучи любимцем двух императоров, ни одной парадной должности граф не имел. Все требовали реальных дел! Даже будучи не согласен с мнением императора, граф весь вкладывался в дело!
А жесткость… выходила ли она за обычные рамки того времени? Да и здесь есть нюансы. Он был куда требовательней к офицерам, чем к солдатам. То есть требовал много с каждого, но с офицеров — еще больше. Лично мое впечатление: он просто поступал в каждой ситуации как должно и сверх того. Более чем ревностный служака, дома граф оказывался по отношению к тем же подчиненным гостеприимным хозяином.
Порядок в имении Аракчеева был идеальным. Косвенно свидетельствует об этом непрерывный рост доходов. За счет дисциплины. Но и улучшения быта… Точно так же он наводил порядок в столице, будучи петербургским комендантом. Город был вычищен дочиста… и первыми чистоту оценили в больницах.
При жесткой дисциплине в военных поселениях там были школы, больницы и приюты для ветеранов. В его имениях был банк, дававший крестьянам беспроцентные ссуды!
В личных письмах и воспоминаниях друзей Алексей Андреевич предстает совсем иным человеком. Живым, далеко не лишенным иронии!
Аракчеев не был полководцем, но его заслуги как администратора в реформировании армии накануне войны с Наполеоном неоценимы.
В конце жизни он внес в банк крупную сумму, проценты с которой шли на обучение бедных дворян в одном из кадетских корпусов. Свое имение завещал казне. А не любивший его Николай I отдал имение тому самому корпусу… заодно присвоив ему имя Аракчеева.
Кстати, в название статьи вынесены строки из того самого стихотворения М. Волошина, которым статья начинается. И еще… Пушкин, в молодости автор злобных эпиграмм на Аракчеева, в 1834 г. писал: «Сегодня умер граф Аракчеев. Об этом во всей России жалею я один — не удалось мне с ним свидеться и наговориться».
Что, как ни это признание давно повзрослевшего поэта, лучше всего характеризует великого труженика — Алексея Андреевича Аракчеева?