Что мы знаем о картине «Битва под Грюнвальдом»?
За некоторое время до начала Второй мировой войны гитлеровские идеологи внесли в список врагов рейха такую запись: «Ян Матейко. Поляк. Художник. Картина «Битва под Грюнвальдом». Однако сам художник уже скончался, и произошло это в 1893 году. Чем же он смог так досадить фашистскому руководству?
На только что упомянутом полотне была изображена часть известной средневековой битвы, где объединённое войско поляков, белорусов, украинцев, русских, смогло остановить продвижение могущественного Тевтонского ордена на восток. Видимо, это историческое событие так портило нервы гитлеровцам, что они и художника занесли в свой чёрный список.
Известно, что картину Матейко в ходе Гражданской войны эвакуировали в Москву, а в Польшу вернули в 1922 году, после подписания мирного договора между молодым польским государством и Советским Союзом.
Вторая мировая война для Польши началась 1 сентября 1939 года. Через несколько дней, а именно 7 сентября, картины Матейко «Проповедь Скарги» и «Битва под Грюнвальдом» накатали на деревянный вал, тщательно запаковали и на огромной подводе (картины получились длиной почти пять метров) повезли в Люблин. Но было непонятно, доехали полотна туда или нет, ведь немцы вступили в Люблин уже 18 сентября. К тому же, двое из трёх человек, сопровождавших картины, погибли от немецкой бомбы.
Всё же «Битва под Грюнвальдом» добралась до Люблина. В местном музее деревянный вал установили на специальные подпорки и обшили до самого низа досками. Получился своеобразный прилавок, на котором тут же разместили книги. Для большей убедительности книгами и брошюрами заполнили полки на стенах.
Гитлеровцы предлагали 2 миллиона (!) марок тому, кто укажет местонахождение картины. Затем эта сумма была увеличена в пять раз, но предателей не нашлось. Интересно, что неоднократно немецкая полиция наведывалась в музей, но прилавок разобрать не догадалась.
В 1941 году польским патриотам пришлось изрядно поволноваться. Появилась информация, что какой-то немецкий штаб готовится занять помещение музея. Естественно, картины решили перепрятать. Для этого поляки раздобыли специальную подводу, удлинённую на два метра. Произведения Матейко находились в самом низу подводы, сверху была насыпана солома и установлена для маскировки различная домашняя рухлядь.
Для нового убежища присмотрели сарай трамвайного парка. Яму для тайника рыли по ночам. Для гидроизоляции привезли толь. Затем по частям доставили и ящик из музея. В итоге ящик с помощью самодельного подъёмного крана опустили в яму. Затем, для скрытности, провели сверху сточные канавы и трубы. А в самом конце пол забетонировали, а также забросали сеном. Через несколько дней после описываемых событий немцы заняли этот сарай под конюшню.
Лишь через три года, в результате совместных действий польских патриотов и советских частей, Люблин удалось освободить и он стал временной столицей страны. 18 октября 1944 года обе картины Матейко передали в распоряжение Польского комитета национального освобождения. Торжественный акт приёмки происходил 13 ноября.
Однако в результате трёхлетнего пребывания под землёй картины пострадали. Они сильно отсырели, и требовалось срочное вмешательство специалистов. Одним из них оказался профессор Алексей Александрович Рыбников из Москвы. Рыбников возглавлял реставрационный отдел в Третьяковской галерее и имел отношение к восстановлению полотна Сурикова «Боярыня Морозова». Польские власти знали об этом, приглашая Рыбникова. И он был в Люблине уже 15 ноября 1944 года.
После освобождения Варшавы в Люблин 8 февраля 1945 года прибыли Станислав Лоренц, директор Национального музея Варшавы, и Богдан Маркони. Последний заведовал реставрационной мастерской Национального музея. Польские специалисты продолжили дело Рыбникова.
В августе 1945 года картины Матейко перевезли в столицу Польши для завершения реставрационных работ. Всё прошло успешно, и сейчас в Польше один из залов Национального музея посвящён полотнам Яна Матейки. Где на огромной стене любого посетителя встречает «Битва под Грюнвальдом».