Что такое «культура чтения статьи»?

Борясь с инакомыслием, Инквизиция пытала людей в застенках, сжигала на кострах, топила, науськивала толпу на расправу с неугодными и при этом руководствовалась лозунгом: «Кто не с нами, тот против нас» (см. Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 30). Позже этот лозунг взяли на вооружение большевики, гестапо, НКВД и ее клоны, а также религиозные экстремисты.

Помимо лозунга нужен был еще тактический прием, которым бы они могли оправдать свои действия в тех случаях, когда не было доказательств. Таким приемом стало «чтение мыслей». Не мудрствуя лукаво, инквизиторы приписывали неугодному слова и мысли, которые тот не говорил и не думал, а затем, отталкиваясь уже от этих инсинуаций, строили свои обвинения и выносили приговор.

Когда нужно придать видимость хоть какой-то легитимности или оправданности своим неблагочестивым поступкам, этот прием как никогда оказывался кстати, поэтому он так любим заплечных дел мастерами.

Один из главных аспектов культуры чтения заключается в том, чтобы не уподобляться вышеприведенным изуверам, не строить из себя экстрасенса, умеющего читать мысли автора, не приписывать другим того, что те не говорили и не писали. Если что-то непонятно, перечитайте еще раз и постарайтесь уяснить разницу между констатацией фактов и изложением домыслов.

Вспомните пародию Геннадия Хазанова на пародиста Александра Иванова: «Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает…», в которой А. Иванова обвинили в том, что он выдергивает фразы из контекста и занимается оговорами.

Как известно, наши мысли порождают поступки, поступки порождают привычки, привычки порождают характер, а характер определяет судьбу.

Одна из самых зловредных привычек, которая рушит отношения, обрекает на одиночество, мешает наладить свою жизнь и служит мощным конфликтогеном — это привычка домысливать, приписывать другим слова и мысли, которые те ни сном, ни духом и не думали порождать.

Очень часто нам кажется, что мы знаем, что имел в виду собеседник или что он хотел сказать, или что он собирается сказать, или мы думаем, что знаем, как он мыслит. Эта привычка часто выражается в перебивании говорящего, в безапелляционной реплике или игнорировании слов визави. Особенно это чревато при общении с членами семьи, в первую очередь — с детьми.

Бороться с этой привычкой нужно, главным образом, для себя самого. Начинать следует с того, что приучаете себя дослушивать речь собеседника до конца. Второй этап — это выждать 5−10 секунд, прежде чем ответить или возразить. Третий этап — это научиться вежливо задавать наводящие вопросы типа: «Правильно ли я Вас поняла/понял???», «Насколько я понял…», «Означает ли это…», «Другими словами, вы считаете…», «Что вы имеете в виду?», «Не уточните ли вы?..», «Нельзя ли поподробнее?..»

Если собеседник говорит «я не могу», спросите его, а что произойдет, если он сможет?

Дело в том, что привычка домысливания тесно связана с другой привычкой — привычкой ожидания, и чаще всего, неосознанного ожидания. Ожидание — это привычка жить в будущем, а не здесь и сейчас, это уподобление себя азартному игроку, это все равно, что обрекать себя на постоянные стрессы от несбывшихся ожиданий, поэтому избавление от привычки домысливать — это еще и забота о своем здоровье.

Когда-то в детстве я читал рассказ о том, как во время гражданской войны белые, отступая, проходили через затерянное в глухой сибирской тайге село, и кто-то из господ офицеров решил пошутить. Он обратился к сельчанам с речью, что скоро сюда придут красные, а у них нет даже провокатора. Поскольку слово было мудреное, то к нему обратились за разъяснениями. Следуя указаниям офицера, сельчане обратились к самому уважаемому старику в селе, чтобы тот согласился стать их провокатором.

Красные, как только вошли в деревню, первым делом спросили у мужиков и баб, есть ли у них провокатор. Те с гордостью проводили их к избе всеми почитаемого старика. Первым же ударом приклада большевики выбили старику челюсть. Когда избитого до полусмерти старика именем Реввоенсовета приговорили к расстрелу, сельчане, наконец, очнулись от ступора и бросились защищать своего избранника. Большевики были в недоумении и уже направили на бунтующую контру пулеметы, когда, наконец, разобрались в недоразумении. Комиссар долго потом смеялся, рассказывая эту историю, а вот сельчанам было не до смеха — после этого случая они в течение длительного времени воздерживались от участия в каких бы то ни было выборах.

Во время прочтения этой истории вы отметили про себя тот момент, когда было домысливание? Если нет, то представьте себя на месте старика, потрогайте свою челюсть и задумайтесь, так ли уж безопасна эта привычка.

Альберт Эйнштейн писал: «Серьезные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том уровне мышления, где мы находились, в момент их возникновения». Если для проблем нашего общества до сих пор не найдены решения, значит, их следует искать в нетрадиционном подходе, расширить границы поиска, выйти из привычной системы координат.

Самое ценное, что может дать школа — это любовь к знаниям и умение грамотно и эффективно учиться. Самое ценное, что могут дать родители своим детям — это умение правильно общаться с людьми и внешним миром.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: