Евгению Крылатову - 80! Как «Колыбельная медведицы» изменила судьбу композитора?
Если меня спросят, что сформировало мой музыкальный вкус, то в числе прочего я обязательно назову песни из советских мультфильмов и кинофильмов. Правда, в бытность ребёнком меня мало интересовали имена их создателей.
Зато сегодня я могу с уверенностью сказать, что среди композиторов, писавших детские кинохиты в 197080-е годы, лидирующее место (наряду с Шаинским и Рыбниковым) занимает Евгений Крылатов.
Евгений Павлович всегда утверждал, что по натуре он — не воин, а человек ведомый — т. е. следующий за замыслом режиссёра и поэта. Несмотря на это, его работа с соавторами далеко не всегда протекала гладко. Некоторые песни шли в народ только благодаря сжатым срокам кинопроизводства. Зато народная любовь почти всегда оказывалась на стороне таланта композитора.
Несмотря на свою мегапопулярность в советские времена, Крылатов утверждал, что его композиторская самооценка возросла не так уж давно. И произошло это после того, как он обнаружил в Интернете, что его песни не забыты, что даже молодёжь продолжает их помнить и перепевать.
Об истории самых знаменитых песен Евгения Павловича я и расскажу в своём цикле статей. И начнём мы с мультхитов. «Колыбельная медведицы» (из м-ф «Умка», 1969)
Как это часто случалось в СССР, всенародно любимый композитор вышел из самой толщи народа. Он родился 23 февраля 1934 года в Пермской области в простой рабочей семье, поэтому музыку мог слышать только из репродуктора. Тем не менее, его мать вспоминала, как, будучи ещё совсем малышом, Женя восторженно размахивал ручонками под звуки льющейся классики. В итоге мальчик окончил местную музыкальную школу, затем — училище, а в 1953 году поступил в Московскую консерваторию.
После её окончания он 10 лет работал при драмтеатре, где писал в основном инструментальную музыку. Евгений Павлович рано осознал, что он, прежде всего, «прикладной» композитор, что ему легче озвучивать какую-то идею или сюжет, нежели писать что-то отвлечённое.
Е. Крылатов: «Ни разу музыка у меня не родилась просто так, из ничего. Я пишу песни только на готовые стихи. Некоторые композиторы могут сочинить „болванку“, „рыбу“, а поэт это оттекстовывает. Я так не могу. А на стихи пишу очень быстро. На хорошие — хорошо, на посредственные — посредственно».
Наверное, именно поэтому его всегда тянуло в области искусства, связанные с видеорядом. Поначалу попытки предложить свои услуги в кино и на ТВ были безрезультатными. Особенно удивлялись, когда Крылатова представляли «молодым композитором» — «Ему же уже под сорок. Какой же он молодой?».
Решающую роль в судьбе Евгения сыграл его хороший знакомый — композитор Александр Зацепин. К тому времени Зацепин был уже широко известен в мире кино (вспомнить хотя бы песни из фильмов Гайдая о Шурике). Именно он привёл Крылатова на студию «Союзмультфильм», где работал над музыкой к м-ф «Умка», и заявил, что тот будет его соавтором.
Нельзя сказать, что режиссёры Владимир Попов и Владимир Пекарь сильно обрадовались — мультик длится всего 10 минут, что там делать двум композиторам? Однако отказать именитому Зацепину не смогли.
Далее Александр Сергеевич делает благородный «ход конём» — и просто исчезает со студии, отдав создание музыки к мультфильму полностью в руки своего протеже. В результате на свет появляется знаменитая «Колыбельная Медведицы» на слова Ю. Яковлева («Ложкой снег мешая ночь идет большая…»), замечательно исполненная Аидой Ведищевой.
Поначалу Крылатов не придаёт песне большого значения («Когда написал её, думал, что это пустячок»). Но после выхода на экраны мультфильма про забавного полярного медвежонка «Колыбельная» становится мегахитом — и, что особенно интересно, не столько для детей, сколько для взрослых.
Сегодня Крылатов также признаёт эту песню «любимицей» из всего им написанного. Ну, а для меня её звучание навсегда осталось неким символом духа советской музыки 1960-х. «Кабы не было зимы…» (из м-ф «Зима в Простоквашино», 1984)
Благодаря «Колыбельной» Крылатов заработал свой первый музыкальный авторитет. И хотя впоследствии он будет больше знаменит как кинокомпозитор, в анимации у него будет ещё несколько ярких работ — «Что это такое наше лето» (из м-ф «Дед Мороз и лето»), «Я весёлый Огуречик» (из м-ф «Приключения Огуречика») и, конечно же, «Кабы не было зимы» (из м-ф «Зима в Простоквашино»).
Кстати, трилогию про Простоквашино снимал один из режиссёров «Умки» — Владимир Попов. Первоначальный текст «Кабы не было зимы», написанный Юрием Энтиным, содержал на 2 куплета больше, но во имя большей динамики их пришлось сократить.
Е. Крылатов: «Если музыка пишется для мультипликационного кино, это накладывает на неё определенные свойства: музыка должна быть „более сказочная“, то есть, более условная. И непременно так. В большом кино у музыки драматургическая роль. А в мультипликации музыка как бы чуть-чуть „игрушечная“. Здесь даже в её исполнении состав оркестров, как правило, иной — меньше. Но, тем не менее, принцип сочинения тот же самый. Всё расписывается по кадрам до съемок — буквально по секундам».
Забавно, что версия песни, изданная на пластинке, довольно разительно отличалась от той, что звучала в мультфильме — её темп стал медленнее, а в звучании отчётливо стали слышны звуки… цыганочки! Далеко не все знают, что песню мамы Дяди Фёдора в мультике исполняла певица Валентина Толкунова. С тех пор она не раз пела «Кабы не было зимы» на юбилейных концертах Крылатова, а с его семьёй дружила вплоть до самой смерти в 2010 году.
О первых кинохитах Евгения Павловича я расскажу уже в следующей статье, а пока желаю юбиляру встретить ещё не один свой юбилей! Мы любим и помним Ваши песни!