Теоретическая база социальной работы с пожилыми людьми
Современные теории старения играют важную роль в организации социальной работы с пожилыми людьми, ибо они интерпретируют и обобщают опыт, информацию и результаты наблюдений, помогают предвидеть будущее. Они нужны социальному работнику прежде всего для того, чтобы организовать и упорядочить свои наблюдения, составить план действий, наметить последовательность шагов в отношениях с клиентом. Выбор той или иной теории предопределяет характер и объем информации, которую будет собирать специалист, а также методы организации интервью с клиентом. Наконец, теория позволяет специалисту "сохранить дистанцию", т.е. объективно оценить ситуацию, причины психологического дискомфорта клиента, а также реальные пути решения проблемы. Сознательно избранная теория - гарантия того, что социальный работник не попадет в плен собственных иллюзий, предрассудков и симпатий. Последовательно применяя ту или иную теорию или синтезируя несколько теоретических установок, сотрудник социальной службы целенаправленно выполняет возложженную на него миссию - корректирует и стабилизирует социальное функционирование индивида, семьи, группы организаций. Кстати сказать, именно этой социальной направленностью и отличается социальная работа от дружеского участия или родственного вмешательства.
Теоретическая база социальной работы с пожилыми людьми включает в себя теории: освобождения, активности, субкультуры, меньшинств, возрастной стратификации, др.
Согласно теории освобождения, в процессе старения люди отчуждаются от тех, кто моложе, кроме того, происходит процесс освобождения пожилых людей от социальных ролей - имеются ввиду роли, связанные с трудовой деятельностью, а также руководящие и ответственные роли. Этот процесс отчуждения и освобождения обусловлен социальным контекстом, в котором находятся стареющие люди, его можно считать также одним из способов приспособления к своим ограниченным возможностям и примирения с неизбежно надвигающейся смертью. Согласно теории освобождения, в социальном аспекте процесс отчуждения пожилых людей неизбежен, поскольку занимаемые ими должности в какой-то момент должны переходить к людям более молодым, способным трудится более продуктивно. Ряд критиков называют данную теорию самой бесчеловечной, другие задаются вопросом: представляет ли собой "освобождение", "разъединение" универсальное и неизбежное явление?
Данная теория в значительной степени вытеснена в настоящее время теорией активности, приверженцы которой утверждают, что, когда стареющие люди расстаются со своими привычными ролями, их мучает ощущение утраты и чувство своей ненужности в обществе. При этом ущемляется чувство собственного достоинства. Для поддержания своего морального духа и позитивного самосознания им следует не отказываться от активной жизни, а, наоборот, заняться новой деятельностью. Продолжая исполнять активные, социально значимые роли и общаться с окружающими (например, работать не на полной ставке после выхода на пенсию или заниматься добровольческой общественной деятельностью) стареющие люди сохраняют свое психологическое спокойствие. В общем, на приспособление людей к старости в значительной степени влияет характер их деятельности на ранних этапах жизни. Если ко времени приближения старости человек овладевает множеством различных ролей, ему легче пережить утрату тех ролей, которые он исполнял в прошлом. Люди, обладавшие эмоциональной и психологической устойчивостью и активностью в возрасте 30-ти с лишним лет, сохраняют жизненную энергию и после 70-ти. Взрослые люди, склонные к депрессивному состоянию, страхам и консерватизму в 30 лет, проявляют тревогу до конца своей жизни.
Авторы теории меньшинств отмечают, что старики - меньшинство в населении, что предполагает низкий социально- экономический статус, дискриминацию, предубеждения и многие др. явления, которые испытывают на себе меньшинства.
Теория субкультуры относит пожилых людей к некоей субкультуре. Последняя определяется как совокупность своеобразных норм и ценностей, отличных от норм и ценностей, господствующих в обществе. Если стареющим людям удается завести новых друэсй и сохранить уже сложившиеся связи, они способны к созданию такой субкультуры, и это помогает им сохранить чувство психологической стабильности. Есть два важных момента, оправдывающих данное представление:
1. Особая близость между людьми, принадлежащими к данной возрастной группе.
2. Их исключение из взаимодействия с другими группами населения.
Таким образом, предполагается, что дискриминация по отношению к лицам старшего возраста и их чувство общности дают основания для появления субкультуры старости. По мнению авторов данной теории, увеличение числа поселков для пенсионеров и других подобных жилищных комплексов, а также учреждений для них способствовало бы формированию самобытной субкультуры.
В настоящее время в ряде регионов России наблюдается строительство домов для одиноких пожилых людей и супружеских пар, что получило высокую оценку на Международном семинаре, проходившем в июне 1996 г.2 Как представляется, такие жилищные комплексы - технология весьма рискованная. Эксперименты зобного рода неоднократно описаны.3 Такие дома можно рассматривать в первую очередь как средство изоляции индивида от общества. Формально здесь все, казалось бы, предусмотрено для полноценной, разнообразной, содержательной жизни. И аптеки, и магазины, и службы быта, проч. - все в одном здании. Но в итоге получается отчуждение пожилых, их дезинтеграция с остальными членами и группами общества и замыкание в своем переживании старости. Кроме того, проживание в таком "гетто" ограничивает число социальных ролей старых людей. Спецдома усиливают, убывают данный процесс. Это - средство деперсонализации контингента проживающих, в сущности, дом-интернат, только с более комфортабельными условиями. Типичным состоянием для его жителей является депривация, обусловленная дефицитом впечатлений и информации. К тому же в ряде домов престарелых 45% проживающих умирают в первые полгода, 54,4% - в первый гол, что, безусловно, не способствует оптимизму, положительному эмоциональному фону пожилых, так важному для активной благополучной старости. Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь, что возможно лишь тогда, когда они сами принимают деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся, когда у них есть свобода выбора, когда они, а не с ними, экспериментируют.
Некоторые специалисты считают наиболее плодотворной теорию "возрастной стратификации”, согласно которой, каждое поколение людей уникально и обладает только ему присущим опытом.
Разумеется, выработка адекватных сложной природе человека теорий старения, учитывающих позитивные возможности человека в пожилом возрасте, равно как и распространение их в обществе, наряду с соответствующими социальными мерами, продолжается. Данный процесс может стать дополнительным фактором достижения долголетия для всех членов общества. Речь идет о положительном и отрицательном эффекте теорий старения. Их влияние на социальную политику по отношению к пожилым людям, на формирование индивидуальных вариантов образа жизни увеличивает или сокращает активное долголетие.
Источник: Теоретическая база социальной работы с пожилыми людьми. Автор этой статьи ведет сайт Социальная работа.
Теоретическая база социальной работы с пожилыми людьми включает в себя теории: освобождения, активности, субкультуры, меньшинств, возрастной стратификации, др.
Согласно теории освобождения, в процессе старения люди отчуждаются от тех, кто моложе, кроме того, происходит процесс освобождения пожилых людей от социальных ролей - имеются ввиду роли, связанные с трудовой деятельностью, а также руководящие и ответственные роли. Этот процесс отчуждения и освобождения обусловлен социальным контекстом, в котором находятся стареющие люди, его можно считать также одним из способов приспособления к своим ограниченным возможностям и примирения с неизбежно надвигающейся смертью. Согласно теории освобождения, в социальном аспекте процесс отчуждения пожилых людей неизбежен, поскольку занимаемые ими должности в какой-то момент должны переходить к людям более молодым, способным трудится более продуктивно. Ряд критиков называют данную теорию самой бесчеловечной, другие задаются вопросом: представляет ли собой "освобождение", "разъединение" универсальное и неизбежное явление?
Данная теория в значительной степени вытеснена в настоящее время теорией активности, приверженцы которой утверждают, что, когда стареющие люди расстаются со своими привычными ролями, их мучает ощущение утраты и чувство своей ненужности в обществе. При этом ущемляется чувство собственного достоинства. Для поддержания своего морального духа и позитивного самосознания им следует не отказываться от активной жизни, а, наоборот, заняться новой деятельностью. Продолжая исполнять активные, социально значимые роли и общаться с окружающими (например, работать не на полной ставке после выхода на пенсию или заниматься добровольческой общественной деятельностью) стареющие люди сохраняют свое психологическое спокойствие. В общем, на приспособление людей к старости в значительной степени влияет характер их деятельности на ранних этапах жизни. Если ко времени приближения старости человек овладевает множеством различных ролей, ему легче пережить утрату тех ролей, которые он исполнял в прошлом. Люди, обладавшие эмоциональной и психологической устойчивостью и активностью в возрасте 30-ти с лишним лет, сохраняют жизненную энергию и после 70-ти. Взрослые люди, склонные к депрессивному состоянию, страхам и консерватизму в 30 лет, проявляют тревогу до конца своей жизни.
Авторы теории меньшинств отмечают, что старики - меньшинство в населении, что предполагает низкий социально- экономический статус, дискриминацию, предубеждения и многие др. явления, которые испытывают на себе меньшинства.
Теория субкультуры относит пожилых людей к некоей субкультуре. Последняя определяется как совокупность своеобразных норм и ценностей, отличных от норм и ценностей, господствующих в обществе. Если стареющим людям удается завести новых друэсй и сохранить уже сложившиеся связи, они способны к созданию такой субкультуры, и это помогает им сохранить чувство психологической стабильности. Есть два важных момента, оправдывающих данное представление:
1. Особая близость между людьми, принадлежащими к данной возрастной группе.
2. Их исключение из взаимодействия с другими группами населения.
Таким образом, предполагается, что дискриминация по отношению к лицам старшего возраста и их чувство общности дают основания для появления субкультуры старости. По мнению авторов данной теории, увеличение числа поселков для пенсионеров и других подобных жилищных комплексов, а также учреждений для них способствовало бы формированию самобытной субкультуры.
В настоящее время в ряде регионов России наблюдается строительство домов для одиноких пожилых людей и супружеских пар, что получило высокую оценку на Международном семинаре, проходившем в июне 1996 г.2 Как представляется, такие жилищные комплексы - технология весьма рискованная. Эксперименты зобного рода неоднократно описаны.3 Такие дома можно рассматривать в первую очередь как средство изоляции индивида от общества. Формально здесь все, казалось бы, предусмотрено для полноценной, разнообразной, содержательной жизни. И аптеки, и магазины, и службы быта, проч. - все в одном здании. Но в итоге получается отчуждение пожилых, их дезинтеграция с остальными членами и группами общества и замыкание в своем переживании старости. Кроме того, проживание в таком "гетто" ограничивает число социальных ролей старых людей. Спецдома усиливают, убывают данный процесс. Это - средство деперсонализации контингента проживающих, в сущности, дом-интернат, только с более комфортабельными условиями. Типичным состоянием для его жителей является депривация, обусловленная дефицитом впечатлений и информации. К тому же в ряде домов престарелых 45% проживающих умирают в первые полгода, 54,4% - в первый гол, что, безусловно, не способствует оптимизму, положительному эмоциональному фону пожилых, так важному для активной благополучной старости. Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь, что возможно лишь тогда, когда они сами принимают деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся, когда у них есть свобода выбора, когда они, а не с ними, экспериментируют.
Некоторые специалисты считают наиболее плодотворной теорию "возрастной стратификации”, согласно которой, каждое поколение людей уникально и обладает только ему присущим опытом.
Разумеется, выработка адекватных сложной природе человека теорий старения, учитывающих позитивные возможности человека в пожилом возрасте, равно как и распространение их в обществе, наряду с соответствующими социальными мерами, продолжается. Данный процесс может стать дополнительным фактором достижения долголетия для всех членов общества. Речь идет о положительном и отрицательном эффекте теорий старения. Их влияние на социальную политику по отношению к пожилым людям, на формирование индивидуальных вариантов образа жизни увеличивает или сокращает активное долголетие.
Источник: Теоретическая база социальной работы с пожилыми людьми. Автор этой статьи ведет сайт Социальная работа.
Отзывы и комментарии