Как приходят в науку?
Все люди разные. Банально, но факт. Поэтому раннее раскрытие их способностей и наклонностей не только полезно для общества, но и необходимо. Итак, как люди приходят в науку?
Семейная традиция. Приведу только несколько примеров.
А.А. Беккерель — лауреат Нобелевской премии по физике за 1903 г. Внук А. С. Беккереля — профессора, изобретателя термоэлектрического термометра (термопара), посредством которого можно измерять температуру в местах, недоступных непосредственному наблюдению. Сын А. Э. Беккереля — профессора, автора работ по изучению свойств солнечного света и электричества. Отец Ж. Беккереля — физика, члена Парижской Академии наук с 1946 г.
А.Д. Сахаров — отец советской термоядерной бомбы, академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии мира за 1975 г. Сын Д. И. Сахарова — преподавателя физики, доктора педагогических наук, автора известного задачника «Сборник задач по физике» для педагогических вузов, выдержавшего двенадцать изданий.
М.М. Лаврентьев — математик, академик АН СССР с 1981 г. Сын М. А. Лаврентьева — математика и механика, академика АН СССР с 1946 г.
С.П. Капица — физик, известный популяризатор науки, доктор наук. Сын П. Л. Капицы — физика, лауреата Нобелевской премии по физике за 1978 г.
И. Жолио-Кюри — физик, лауреат Нобелевской премии. Дочь П. Кюри и М. Склодовской-Кюри — лауреатов Нобелевских премий по физике.
И так далее…
Через научно-популярную литературу.
На меня в школе большое впечатление произвели научно-познавательные книги Д. Данина «Неизбежность странного мира» и «Резерфорд».
На книгах А. Азимова — уроженца Белоруссии, биохимика, автора около 500 книг в жанре научной фантастики и научно-популярных (в самых разных областях — от астрономии и генетики до истории и литературоведения), воспитались поколения будущих ученых во всем мире.
Я.И. Перельман — российский популяризатор физики, математики и астрономии, один из основоположников жанра научно-популярной литературы и основоположник занимательной науки, автор термина научно-фантастическое. Автор 1000 статей и заметок в различных изданиях, а также 47 научно-популярных, 40 научно-познавательных книг и 18 школьных учебников.
Здесь, правда, есть ба-а-а-льшой подводный камень. Я встречал людей, начитавшихся популярной литературы и возомнивших себя готовыми к научной работе. Они выдвигали гипотезы, создавали теории, делали открытия и обижались, что солидные журналы их не печатают, а академические институты отмахиваются. Должен предупредить молодых людей, что возникший интерес к науке необходимо подкрепить хорошим образованием и дальнейшей кропотливой работой в избранном направлении.
Школы с профессиональными уклонами и спецшколы (интернаты).
Автор оканчивал школу № 35 в Воронеже в 1966 г. с химическим уклоном. Победил на химической олимпиаде и, как результат, поступил на химический факультет Ленинградского университета.
А.Л. Асеев — нынешний глава Сибирского отделения РАН, академик РАН с 2006 г. Родился в рабочем поселке железнодорожников под Улан-Удэ. Выпускник школы с физико-математическим уклоном.
А.Н. Горбань — ученый российского происхождения, живущий в Великобритании, доктор физ.-мат. наук, профессор. Основатель новых научных школ в области кинетики, теории динамических систем и нейронных сетей. Организатор десятков международных конференций. Основатель нескольких физико-математических школ для продвинутых детей. Родился в Омске. Выпускник ФМШ при Новосибирском университете 1967 года.
Г. Я. Перельман — российский математик, доказавший гипотезу Пуанкаре и отказавшийся от премии в миллион долларов за это научное достижение. Окончил 239-ю физ.-мат. школу города Ленинграда.
Среди выпускников ФМШ 18 — Школы Колмогорова СУНЦ МГУ, насчитывается 306 докторов наук и 739 кандидатов наук.
Среди выпускников Академической гимназии СПбГУ (бывшей ФМШ-интерната № 45): С.Д. Шаталов — первый зам. министра финансов РФ (выпуск 1967 г.); В. Филиппов — один из основателей и директор SPb Software House — мирового лидера в мобильном ПО (выпуск 1994 г.); Г. Н. Рыкованов — директор Российского Федерального Ядерного Центра — ВНИИТФ (Снежинск), академик РАН с 2011 г. (выпуск 1971 г.); М.А. Гутенев — д.х.н., профессор (выпуск 1968 г.).
И так далее…
Я уж не говорю о хореографических училищах и школах спортивного мастерства, хотя это и не наука, но тоже творчество.
Рискну утверждать, что большинство современных академиков и докторов наук России являются выпускниками указанных школ. Поэтому современная дискуссия «Нужны ли школы с углубленным изучением…» в ущерб, естественно, другим дисциплинам — высосана из пальца. Конечно, нужны!