Кто такие мамлюки? Профессиональные армии средних веков
Детские впечатления самые сильные, иногда они остаются в памяти на всю жизнь. Таких воспоминаний у каждого найдется не один десяток.
…Это кино я смотрел в далеком детстве, школьником еще не был. Фильм крутили в нашем сельском клубе, где деревенская детвора бесплатно усаживалась на пол впереди скамеек и, задирая головы, смотрела на экран. А потом, стыдясь своей слабости, прятала слезы. Вот, право же, как слова героя фильма действовали даже на нас — мальчишек!
«Вай, нана!» («Ой, мама!») — произносит Махмуд, и мы, пацаны, плачем при этой незабываемой сцене встречи бывших друзей детства. Фильму «Мамлюк» уже за полвека, выпущен он в 1958 году. Это историческая драма по повести Кондратия Татаришвили «Мамелюк». Кто же такие мамлюки?
Мамлюк/мамелюк (مملوك) в переводе с арабского — «раб». Но эта трактовка далеко не однозначна, разные источники дают неодинаковое толкование значения слова. В истории мамлюки прославились как воины. Но мог ли раб стать воином? Существует мнение, что это белые наемники правителей Египта. Но ведь многими понимается, что наемники — вольные птицы.
История полна загадок. Даже время появления мамлюков не сходится. Авторы книг по истории упоминают разные даты. Есть свидетельство, что в армии турков-сельджуков при Манцикертском сражении, которое происходило в 1070 году, участвовали мамлюки. В этом бою с византийцами в армии султана Алп-Арслана было 4 тысячи мамлюков.
Позволю дать определение, кто же они такие на самом деле: это белые рабы-воины, обученные для профессиональной службы в армии. Костяк гвардии султана. Можно сказать — это предтеча нынешним профессиональным армиям, состоящим из наемных войск. Услугами военных наемников пользовались армии персидского царя Дария, императоры Рима и Византии. Иностранные легионеры — изобретение древнее.
С девятого по двенадцатый век слова мамлюк, а также гулям были синонимами понятия «белый раб». С тринадцатого века рабов-воинов, служивших в особых частях армии, стали называть мамлюками. В мамлюки попадали мальчики, которых покупали на торгующих рабами рынках. Они проходили военную подготовку «фарусия». По тем временам это были образованные люди, многие из которых достигали высоких чинов.
В 1250 году главные эмиры армии мамлюков свергли Туран-шаха (последнего султана из династии Айюбидов) и захватили власть в Египте и Сирии. Правящих династий мамлюков в истории упоминается только две: Бахри, тюрского происхождения, и Бурджи, уроженцы кавказских гор. Время их правления падает на начало второго тысячелетия (1250−1517).
Жители гор занимали в истории наемных войск значительное место. Горцы всегда пользовались почетом в военных делах. Суровая жизнь, жесткие правила воспитывали в мальчиках смелость и отвагу. Благодаря их смелости устояли многие монархии христианского мира и мусульманских стран.
Для ислама привлечение военной наемной силы было главной определяющей стратегией в формировании войск. Использование покупных невольников для военной службы — особенность политики исламских монархий. За время правления арабского халифата существовало два класса воинов из рабов: гулямы и мамлюки.
Багдадские кюлемены, созданные по образу мамлюков, появились во времена Османской империи. Также и османские янычары, которые завоевали славу самой сильной пехоты мира в древние времена. Лучшей же кавалерией являлись конные гвардии мамлюков.
Но мамлюки не только заслужили славу лучших кавалеристов: бывшие невольники смогли стать значительной силой в мировой политике, управляя империей Айюбидов, заняв стратегически верную позицию между Востоком и Западом, между дикими ордами монголов и крестоносцами. Как шло обучение молодых мамлюков?
Физически здоровых мальчишек, которых покупали на рынках невольников, определяли в школы закрытого типа. Самой лучшей считалась принадлежащая султану. Находилась она в каирской цитадели, личной резиденции султана. Доступ в школы был возможен только для наставников-евнухов.
Учили основы шариата, арабскую письменность и язык. В воинскую подготовку влючались джигитовка и стрельба из лука. Учили владеть копьем. В обучение входило плавание. У наставника на каждого ученика имелся дневник, где отмечались заслуги или неудачи будущего воина. И самое главное: обучение шло в духе воспитания преданности монарху.
Во времена правления мамлюков существовало 3 ранга эмирата: эмир десятка, эмир сорока, и эмир сотни. Эти звания давались только по велению султана, который также назначал жалованье и лен в кормление. В свою очередь, эмир был обязан купить мамлюков, соответствующих его рангу, и кормить за свой счет.
По мамлюкскому закону, эмира не могли лишать звания. Он мог сесть в тюрьму. Его могли казнить, отправить в ссылку, но возврат к рабству не применялся.
Согласно правилам, должность и ранг мамлюка не передавались по наследству. Сыновья эмиров не имели возможности войти в элитарный класс; но уже ближе к XIX веку большое число эмирских сыновей имели ранг беев.
Мамлюки входили в кланы приближенных правящих эмиров. Воины одного эмира назывались братьями («хушдашами»). Общие интересы и дела объединяли это братство. В чем-то это сродни воспитанию джентельменов Оксфорда и Итона (закрытось, корпоративность). Каждый клан носил знак на одеждах, оружии и доспехах — чаще всего это был герб эмира.
Военная тактика мамлюков находилась на высшем уровне военной науки того времени. Состав армии осуществлялся по такому принципу: личная гвардия султана, отряды эмиров и свободные наемники (халка).
Мамлюки обучались универсальным методам боя как в пехоте, так и на конях. Кавалерия обучена искусному маневрированию. Построение армии на поле боя — центр с двумя флангами. Наиболее действенный тактический прием при сложной обстановке — засыпание врагов градом стрел.
Строгая дисциплина, военное обучение, стимулы в достижении высшего ранга помогали мамлюкам в победе над противником.
И в наше время существуют методы использования наемных военных. Видимо, такая тактика формирования войск не изжила себя.