Интересно ли работать в Gamedev? Личный опыт. Часть 1
Уверен, на компьютере или смартфоне хоть раз пробовал играть каждый. А как создаются компьютерные игры? Наверное, многим интересен этот вопрос. Отработав год в gamedev, что по-русски переводится как «создание игр», хочу кратко рассказать о процессе изнутри. Итак, приступим…Целевая аудитория
Все игры можно условно разделить на две категории.
Первая категория — это топовые игры, которые у всех на слуху, такие как DOOM, Starcraft, Oblivion и пр. Аудитория таких игр — фанаты-геймеры, отличающиеся высокой лояльностью к продукту: они могут месяцами ждать релиза от любимой компании, могут платить немалые деньги за дистрибутив с игрой (цена игр около 1000 р.), могут покупать даже коробочные версии с различными сувенирами в комплекте (фигурки персонажей, коврики для мыши и пр). Аудитория таких игр весьма платежеспособна, но с другой стороны, весьма малочисленна.
Вторая категория (именно о ней дальше пойдет речь) — это так называемые казуальные игры (от слова casual — случайный). Это игры, в которые играют от случая к случаю, игры, не требующие особых навыков. В отличие от первой категории, типичная аудитория казуалок — это школьники, студенты и скучающие домохозяйки. Аудитория более обширная, чем в первом случае, но и гораздо менее платежеспособная: игра не воспринимается всерьез, и платить за нее мало кто хочет. Большинство игр распространяются по принципу «Free to play», т. е. игра скачивается бесплатно, и если она надоест, игрок без сожаления поставит другую. Игры обычно отличаются несложным сюжетом, яркой «цветастой» графикой и огромным количеством клонов/конкурентов на рынке. Разработка игры
При создании игры используется четкое разделение труда. Разумеется, код программы пишут программисты, количество человек может варьироваться от 2 до 20 в зависимости от сложности проекта. Программистами руководит «тимлид» (лидер группы), в обязанности которого входит распределение работы, оценка сроков, принятие концептуальных решений (например, выбор технологии или алгоритма в сложной ситуации). Все шишки в случае неудач также валятся на него, в общем, более высокая зарплата компенсируется в разы большей ответственностью и объемом работы. Тестирует игру отдельный тестер, в задачи которого входит многократное прохождение уровней, составление отчетов об ошибках, которые пересылаются программистам.
Придумывает игру гейм-дизайнер, обычно это человек с творческим и креативным складом ума: среднестатистическому программисту сложно придумать игру, в которую будет интересно играть среднестатистической домохозяйке, образ мышления все же различен. Гейм-дизайнер придумывает уровни, сюжет (часто притянутый за уши, но, тем не менее, принято, что он есть), игровую механику (что и как надо делать в игре) и пр.
И наконец, графику рисуют художники, это тоже важная часть, так как именно внешняя привлекательность является залогом того, что пользователь захочет установить игру. Современная игра — это тысячи картинок и мегабайты графики, объем которой в разы превосходит объем программного кода.
Для крупных проектов могут нанять даже композитора, который создает саунд-треки для уровней (игр без звука и музыки сейчас давно нет). Переводом интерфейса на английский язык занимается переводчик: все компании ориентируются на западный рынок, объем продаж «тут» и «там» отличается в 10 и более раз, и только на русский рынок игру никто не делает. И наконец, раскруткой и распространением занимается менеджер, в его задачи входит поиск средств рекламы, договоры с владельцами сайтов о написании обзоров, рассылка пресс-релизов и пр.
При огромном количестве игр единственным средством держаться на плаву является вложение больших средств в раскрутку и рекламу. С уверенностью в 99% можно сказать, что все игры, находящиеся в топах, держатся там не только за счет качества самой игры, но и за счет огромных средств, вкладываемых в раскрутку и поддержание трафика от пользователей. Так, например, для попадания в топ платных игр на iPhone (тех, что отображаются на первых страницах в App Store) требуется несколько тысяч закачек в день. Получить их можно разными способами — от массовой рекламы, до обращения к компаниям, предлагающим платные установки и имеющим множество аккаунтов «виртуальных» пользователей.
Когда игра готова, ее распространением занимается издатель. За размещение игры на своей площадке издатель берет немалые деньги — например, всем известный ресурс «ВКонтакте» берет себе 45% прибыли от продаж, Apple App Store — 30%. В общем, даже создав игру, немалую часть дохода придется отдать владельцу той площадки, где она выкладывается.
О финансовых вопросах более подробно поговорим в следующей части.