Штрих как музыкальный термин: нажимаем на клавишу - не понимаем, что играем?

Все мы, музыканты, всегда сталкивались с понятием «штрих», поэтому все мы должны знать, что это такое. Но как только нам скажут: «Дайте научное определение слова штрих» — мы сразу запинаемся.

Немного о значении не музыкальном: слово штрих — это немецкое слово, которое означает черта, линия, штрих. А как понимать его на языке музыки?

Многие скажут: «Штрих — это способ звукоизвлечения». Да, краткий музыкальный словарь-справочник тоже так говорит: «Штрих — знак, указывающий приём звукоизвлечения».

Но это не правильно. Почему? Потому что способ звукоизвлечения (другими словами, туше) — это удар, толчок, нажим и скольжение. Это то, как нажимать на клавишу. И именно на клавишу, потому что если взять скрипку, то у скрипачей вообще всё легко: штрих — это способ движения смычка по струне. Легко и понятно.

У духовых инструментов (труба, флейта, валторна и т. д.) штрих — это исполнительский прием, связанный с началом, ведением, соединением и окончанием извлекаемого на инструменте звука.

Также существуют ещё струнно-щипковые инструменты, которые отличаются от струнно-смычковых тем, что у них нет смычка, и играть нужно с помощью медиатра или пальца (например, балалайка, лютня, домра), а у струнно-смычковых есть смычок, но его используют не всегда (например, альт, скрипка, контрабас). У струнно-щипковых несколько способов штриха (метод игры медиатором, без медиатора и т. д). У них тоже зависит штрих от того, как играешь на инструменте (каким способом).

Вот ещё один из интересных ответов: штрихи на баяне и аккордеоне — это комплекс характерных движений меха и пальцев играющего. С помощью штрихов достигается тот или иной характер звучания. Я играю на аккордеоне, и такое определение у нас.

Но всё же! Должно же быть у всех музыкантов, инструментов единственное, общее понятие слова штрих? Конечно.

Штрих — это характерные формы звуков, получаемые соответствующими артикуляционными приемами в зависимости от интонационно-смыслового содержания музыкального произведения.

Сейчас поясню. Именно формы звуков, не способы, не приёмы, а формы.

Форма — это принцип построения музыкального материала.

Именно интонационно-смысловое содержание, потому что если произведение грустное, то вы никак не можете сыграть его отрывисто, задорно, тогда у вас оно просто не получится таким, каким его написал автор.

Можно говорить проще: штрих — это формы звуков. Вот и вся «разгадка»!

А какие бывают штрихи?

У скрипачей есть такие как деташе (отделять), мартеле (отбивать), флажолет (кстати, по-старо-французски слово означает «флейта», и на самом деле есть такой инструмент; приём извлечения звука-обертона, то есть часто прижимать струну).

У духовиков существуют штрихи глиссандо (плавное скольжение от одного звука к другому), вибрато (периодическое изменение высоты, громкости).

Но самые знаменитые, которые есть, кроме струнных, духовых, клавишных, ещё и у ударных, это, конечно, легато (связанно), стаккато (отрывисто) и нонлегато (не связанно).

Вот и конец моего рассказа о слове «штрих». Теперь, я думаю, вы точно знаете, что такое штрих и какой он бывает.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: