Какова идея «Слова о полку Игореве»?

«Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы, описывающий события конца двенадцатого века, а конкретно — 1185 года, незадолго до сокрушительного похода Батыя, в 1239 году разгромившего те самые земли, которые Игорь легкомысленно пытался отстоять в одиночку в борьбе с куда менее грозным противником — половцами.

В чем заключается главная мысль произведения? Автор заставляет читателя пережить горечь поражения Новгород-Северского князя Игоря, оказавшегося в плену у половцев, и самостоятельно придти к выводу, что Игорь сам виноват в своей беде, поскольку понадеялся справиться с врагом своими силами. А для тех, кто не догадался, неизвестный автор повторяет ту же мысль устами князя Святослава, призвавшего князей объединиться, чтобы вместе давать отпор врагу.

Какую роль играют в этом произведении картины природы? По-видимому, не только поэтическую. Целью является вовсе не желание показать, как прекрасна русская земля и как любят ее живущие на ней люди. Описание русской земли дано в контрасте с описанием земли половцев. Тем самым автор хочет «юридически обосновать», что с точки зрения его современников «свое», а что «чужое». Половцы, пытающиеся захватить земли русичей, прекрасно понимают, что покушаются на чужое. Они не имеют морального права вторгаться на русские территории, поскольку те не похожи на их собственные.

Плач Ярославны — также не просто лирическое отступление с целью показать лучшие черты женского национального характера. Не случайно автор ставит ее как бы над происходящим, на высокую крепостную стену. Ярославна, наблюдающая за происходящим с высоты, — это метафорический образ высших сил, которые сочувствуют русским людям. Как известно, скептики предполагают, что «Слово о полку» — подделка конца восемнадцатого века, сочиненная с целью подчеркнуть величие России, которая как раз в это время, при Екатерине II, добилась выхода к Черному морю, сражаясь как раз с наследниками территорий половцев — крымскими татарами, подчинявшимися турецкому султану. То обстоятельство, что автор не ввел в свой сюжет святых или иных персонажей религиозно-мистического характера, дабы подкрепить правоту русских воинов (как, скорее всего, поступил бы писатель древности), а выразил сочувствие героям через «Плач Ярославны», является обстоятельством в пользу этого предположения. Впрочем, если даже «Слово» является лишь подделкой «под древность», это не умаляет его художественных достоинств.

Сильной стороной поэмы является ее пространственная и временная широта, поскольку автор то обращается к историям прошлого, то углубляется в географию, упоминая, например, довольно далеко находящиеся друг от друга Дон и Волгу. Эти приемы наводят на мысль, что автор «Слова» был опытным литератором, и «Слово» — не единственное его произведение (тем более странно, что о других его шедеврах мы ничего не знаем).

«Слово о полку Игореве» — произведение-метафора, где определенные предметы и явления подменены другими предметами и явлениями. Ярославна — высшие силы, наблюдающие за происходящим, Святослав — пророк будущего Руси, намекающий на то, что произойдет с ней, если русские люди не последуют его совету (и это наводит на мысль, что автор «Слова» жил не в двенадцатом веке, а уже после избавления от татаро-монгольского ига).

Правитель малозначительного Новгород-Северского княжества, конечно, не является главным героем произведения. Игорь являет собой лишь обобщенный образ русского человека — честного, мужественного, но, увы, полагающегося на «авось». А поскольку мы, русские, так и не научились видеть вещи в перспективе и предугадывать те неблагоприятные последствия нашего легкомыслия, которые не так уж сложно предсказать, «Слово о полку» остается для нас мудрым и актуальным произведением, и неважно, кто и когда его написал.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: