Зачем нужны ролевые игры?

Затем, что они учат жить! Любая ролевая игра представляет эталон культурных ценностей, в которых заложены правила поведения и взаимодействия людей, когда в ходе игр воссоздаются культурные традиции народа. А сама игра часто несет в себе социокультурную, коммуникативную, деятельностную и другие функции — например, ребенку игра дает возможность попробовать себя во взрослых ролях.

Одна из главных функций игровой деятельности — защитная, или коррекционная, функция, когда в ходе игры ребенка можно научить видеть и решать свои проблемы. Играя, ребенок учится устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать реальную деятельность. А кроме того, игра дает возможность для самореализации ребенка, т. е. использовать все его знания, умения и навыки.

Однако в игры играют не только дети, взрослые также могут развивать свои социокультурные и коммуникативные функции, когда, играя, могут устанавливать новые связи и отношения с другими людьми. Деловые ролевые игры применяются в профессиональном образовании методом моделирования каких-либо жизненных ситуаций, например, работы в трудовом коллективе.

Сейчас о таких массовых организационных мероприятиях очень часто сообщается в СМИ, когда реконструируются разные исторические события или проводятся игры в духе современной фантастики. Это игры на темы «Заколдованных стран», «Земноморье», где участники демонстрируют представителей параллельных и звездных миров, примеряя на себя роль эльфа или гоблина.

Назвать ролевиков новой субкультурой еще нельзя, но с начала 90-х годов начинают формироваться клубы и команды, состоящие из детей и студентов, которые проводят первые игрища. Участники этих игр постепенно начинают создавать себе сценические костюмы. Здесь появляются первые противоречия между группами, которые разводят ролевиков по разным направлениям.

Ролевая игра — это всего лишь проявления фантазии человека, а не образец какой-то реальной действительности из жизни общества. Главная составляющая, которую выполняет эта новая социальная структура — это развитие коммуникативных функций участников игры. Когда игра помогает людям, имеющим по разным причинам дефицит общения, реализовать себя в обществе, без излишних психических напряжений.

Такие игры с небольшой аудиторией давно практикуются у психологов для социализации человека, и переводить эту составляющую на массовые ролевые игры не нужно, но, тем не менее, игры когда-то должны заканчиваться с взрослением человека. У взрослого человека и повседневная деятельность должна быть отличной от ребячьих игр. Другое дело, когда игры живого действия проводятся клубами реконструкторов.

Ролевая игра, реконструирующая какие-то исторические события обучающего или развлекательного назначения, участники которой действуют в рамках выбранных ими ролей — это достаточно дорогое удовольствие, потому что даже в средние века не каждый рыцарь или воин мог позволить себе иметь латы и полный комплект боевого вооружения. Поэтому в большинстве случаев облачение участников таких игр бутафорское.

Участники ролевых игр, организованных клубами реконструкторов. устраивают позиционные сражения, берут штурмом крепости, учатся фехтованию и разным военным премудростям. Человек, который организует и проводит игру, называется по традиции мастер. Сам он не участвует в игре, но определяет правила игры и является арбитром во всех возникающих спорах (мастер всегда прав!).

Мне больше нравятся мирные реконструкции, например, бал в замке средневекового рыцаря, где участники сами шьют себе одежду из натуральных материалов, изготавливают кожаные аксессуары и обувь тех времён. Изучают бальный церемониал и танцы, которые следовали один за другим в строго установленном порядке. Таким образом, сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации, когда каждый из них играет роль своего персонажа.

Балы восходят к празднествам при французском и бургундском дворах. Первым известным считается бал, данный в 1385 году в Амьене по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. Первый бал на Руси был дан на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Затем Петр I ввел традицию светских праздников, маскарадов, гуляний, считая, что сблизит все сословия, а общение с дамами поможет смягчению нравов.

На ассамблеях высшие офицеры и князья, купцы и дворяне, чиновные особы и корабельные мастера могли свободно общаться друг с другом, ухаживать за дамами, танцевать и участвовать в играх. На маскарадах Екатерины II так же, по их описаниям, веселились люди разных сословий. Каждый желающий мог получить билет в придворной конторе, и никому не возбранялось переходить из зала в зал. Впоследствии балы перекочевали в дворянское собрание.

Стали проводить частные приемы предводители уездного дворянства и наиболее знатные государственные вельможи. Балы этих времен поражали своей изысканностью и великолепием и являлись местом, где молодежь учились чинопочитанию, покоряться обязанностям общежития, а также любезничать, влюбляться, пользоваться правами. На балах танцевали польку, мазурку и менуэт. Было красиво и весело.

Клубы ролевых игр, по сути, заменили собой те народные гулянья и празднования, которые проводились ранее в рамках культурных мероприятий, которые в большей части проводились за счет государства (профсоюза). Сейчас этот момент упущен и почти все ролевики считаются «неформалами». Это упущение местных властей.

Как это ни печально, но направленность группового мировоззрения в данном случае полностью зависит от личности мастера. Так клуб ролевиков, использующих языческие мотивы, знания о которых полностью утрачены, начинает воспроизводить надуманные идеи неоязычников, превращаясь в обыкновенную секту. То же самое происходит и с клубами, использующими знания боевых искусств, когда они начинают говорить о духовности.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: