Нужно ли помнить героев древности? Вардананк. Часть 1. Из истории Армении

В Армении 27 февраля (дата для 2014 года) отмечают Вардананк — День милосердия и национальной дани героям. Это день памяти воинов, павших в битве с персидской армией на Аварайрском поле. Несмотря на поражение армянских войск во главе с Варданом Мамиконяном, воины одержали духовную победу.

После падения царской династии Аршакуни в 428 году Армению разделили на две части: западная (меньшая) часть Армении вошла в состав Восточной Римской империи (Византия), а восточная — в состав персидского государства Сасанидов. Византийская часть Армении управлялась куропалатом (губернатором), армянином по происхождению, с ограниченной властью. Персидская часть управлялась марзпаном (правителем). Марзпан обладал верховной властью, но не мог нарушать вековые привилегии армянских нахараров (князей), каждый из которых был полунезависимым правителем в своем княжестве и имел небольшую армию.

Сначала персы предоставили Армении значительную автономию. Должности марзпана, спарапета (главнокомандующего) и азарапета (ведавшего экономикой) оставались в руках армян. «Великим судьей» в стране был армянский католикос (глава христианской церкви), сборщиками налогов были армяне. Страна переживала культурный подъем, связанный с деятельностью просветителя и создателя армянского алфавита Месропа Маштоца. Строились церкви и школы, распространялась грамотность.

Персидский шах Ездигерд II в 447 году нормализовал отношения с Византией и решил ужесточить политику в отношении Армении, чтобы в случае войны с Византией христиане-армяне не стали для христиан-византийцев союзниками. В Армению был направлен представитель царского двора Деншапух, который провел перепись населения, обложил народ тяжелыми налогами, отнял у армян должности великого судьи и азарапета и отдал их персам, а также издал эдикт с требованием отказаться от христианства и перейти в зороастризм.

В ответ на это в 449 году в Арташате собралась вся знать и высшее духовенство Армении — собор, который вежливо, но твердо отверг требования персов. Армяне понимали, что принятие зороастризма равносильно ассимиляции и полному уничтожению армянского народа.

Ездигерд II вызвал марзпана Васака Сюни и спарапета Вардана Мамиконяна в свою столицу Ктесифон и потребовал от армян на рассвете с восходом солнца упасть на колени, приветствуя «великолепное светило» (почитание солнца и огня — важные элементы зороастризма). Армяне подчинились этому требованию ради спасения жизней собственных и своих семей. Шах остался доволен и отправил их обратно с подарками и 700 магами (жрецами зороастризма), чтобы обратить в зороастризм весь армянский народ.

Когда армянские нахарары, возвращаясь из Ктесифона вместе с магами, достигли селения Ангх в области Багреванд, крестьяне во главе с Гевондом Иереем изгнали из селения магов, которые собирались превратить церковь в зороастрийское капище. Восставший народ стал по всей стране разрушать капища. В битве у Арташата Вардан Мамиконян разбил персидские гарнизоны и выгнал их из Армении.

Так началось восстание, давшее начало массовому движению «Вардананк», в честь Вардана Мамиконяна, объединившего весь народ: дворянство, духовенство и крестьянство. Восставшие заключили союз с Грузией и Албанией. Организаторы восстания обратились за помощью к гуннам и Византии.

Однако византийский император Маркиан (450457гг.) не оказал поддержки и более того: сообщил о готовящемся восстании персидскому двору. Не оправдались надежды восставших и на помощь гуннов. Армяне должны были опираться на свои силы, состоящие из регулярных войск и ополчения.

В апреле 451 года для подавления восстания Ездигерд II послал большое войско, которое вступило в Армению через области Гер и Зареванд и направилось вглубь страны, разоряя все на своем пути.

В мае регулярная персидская армия, включая полк «бессмертных», 15 боевых слонов и наёмные отряды из варварских племен, подошла к городу Маку и стала лагерем к юго-западу от него, у реки Тхмут, на Аварайрской равнине, в провинции Васпуракан, юго-восточнее горы Арарат.

Против них выступило армянское войско, большую часть которого составляло народное ополчение, в том числе женщины, монахи, старики.

В полдень 26 мая 451 года началось кровопролитное сражение.

Вардан Мамиконян разделил войско на три части, основные силы которого вступили в бой со слонами и полком «бессмертных». Битва была ожесточенной, обе стороны понесли большие потери. Вардан Мамиконян пал смертью храбрых. Разбившись на мелкие отряды, остатки армии Вардана Мамиконяна отступили в горы и начали партизанскую войну. Персидские войска постепенно подавили очаги сопротивления.

О численности обеих армий есть разные мнения. Так историки, опираясь на рукопись Егише — монаха-воина, участника Аварайрской битвы, утверждают, что персидская армия насчитывала 230 000 воинов, а армянская — 66 000. Однако есть сомнения в правильности этих цифр — ведь согласно Иранике численность сасанидской армии составляла 12 000 человек. Согласно рукописи Парпеци — очевидца битвы, персидская армия втрое превосходила армянскую. Вероятно, битва происходила при большом скоплении народа, иначе как объяснить, что потери таковы: 1036 человек со стороны восставших и 3544 человека из персидской армии.

Персидский шах Ездигерд II отказался от насильственного обращения армян в зороастризм, восстановил в Армении самоуправление, вернул привилегии местной знати и христианскому духовенству.

Армянская церковь причислила Вардана Мамиконяна и 1036 воинов-героев, павших вместе с ним на Аварайрском поле, к лику святых. Ежегодно, в четверг за восемь недель до праздника Святой Пасхи отмечается Вардананк (Святой Вардананц).

Таким образом, на Аварайрском поле армия Вардана Мамиконяна выполнила свою основную задачу: армяне отстояли право быть христианами.

О том, какова роль Васака Сюни в этой битве, далее…




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: