Евгений Крылатов: как были написаны песни про лесного оленя и шпагу?
После успеха «Колыбельной Медведицы» Евгений Крылатов наконец-то стал востребован в мире кино и с головой ушёл в работу. Следующий творческий прорыв пришёлся на 1971 год, когда на экраны вышло аж три фильма с музыкой композитора — «О любви», «Ох уж эта Настя» и «Достояние Республики». «Лесной Олень» (из к-ф «Ох уж эта Настя», 1971)
Именно в этот период началось плотное и долговременное сотрудничество Крылатова с поэтом Юрием Энтиным. Как ни парадоксально, началось оно с… конфликта. Тут не стоит забывать, что хотя Евгений Павлович и Юрий Сергеевич — почти ровесники, последний к тому времени был значительно знаменитее (во многом благодаря работе над безумно популярными «Бременскими музыкантами»).
Так как к-ф «Ох уж эта Настя» повествовал о девочке-фантазёрке, то и текст песни был соответствующим. Лесной олень, бегущий по городским улицам, стал метафорой чудесной сказки, врывающейся в обыденность жизни.Когда Крылатов проиграл Энтину свою мелодию, поэт неожиданно скривился и прямо в лоб заявил: «Вы знаете, так сейчас не пишут. Вы испортили мои стихи». Кое в чём Энтина понять можно. В одной из передач я слышал, как Крылатов наиграл на рояле своего «Лесного Оленя». И в этом исполнении песня звучала хотя и прекрасно, но очень академически — прямо, как какая-то «Патетическая соната».
В общем, Крылатов сильно расстроился. И тут в коридорах студии его встретил режиссёр картины Юрий Победоносцев. «Ну, что? Написали песню?» — спросил режиссёр. «Да, но она не очень хорошо получилась», — замялся Крылатов. «Сыграйте тогда». Композитор сыграл, и режиссёр воскликнул: «Гениально!».Как ни странно, это ещё больше вогнало Крылатова в депрессию. «Если уж двум пожилым людям песня нравится, то, видимо, действительно вышло что-то старомодное», — решил композитор.
Однако окончательный вердикт вынесла певица Аида Ведищева. «Это шлягер!» — тут же заявила она. «А как же Энтин?» «А Энтин ничего не понимает!» Но Энтин продолжал держать обиду на Крылатова до тех пор, пока не услышал на студии «Мелодии» окончательный вариант песни. В аранжировке и исполнении Ведищевой «Лесной Олень» зазвучал трогательно и современно. До сих пор помню переполняющее моё сердце ощущение прекрасного, когда я впервые услышал эту песню в детстве по радио.
Кто только не перепевал «Лесного Оленя» потом! В советское время песню достойно исполняла Людмила Сенчина. А вот самую ужасающую версию я услышал в исполнении группы ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКОВ. Сама идея группы — исполнить старые детские песни в современной рок-манере — была мне близка, но каким же безобразным вышло исполнение. Ни толковой аранжировки, ни вокала, даже аккорды порой не те… По вполне понятным причинам сам Крылатов отнёсся к этой версии благосклонно («Я считаю, — это их версия и пусть поют. А исполняют они „Лесного оленя“ со страстью, с темпераментом! Меня это трогает»), но мне ничего не мешает сказать: это обычная халява, паразитирующая на любимых песнях. И никакие отговорки в духе — это панк — тут не пройдут. Вот Егор Летов: сумел же исполнить «Солнце взойдёт» от всей души — и это слышно.
Ну, а что до Энтина и Крылатова, то они примирились и дружат до сих пор.
Е. Крылатов:«У нас с ним случилось притяжение противоположностей. Правда, когда мы познакомились, его стезёй считался каламбур, остроумие, шутка. Лирика в нём пряталась где-то глубоко, он её стыдился. И вот, начиная с „Лесного оленя“ я потихоньку стал вытягивать из Юрия лирическую поэзию. И он признал: в этом смысле мы нашли друг друга. Я открыл в нём этот клапан». «Песенка о шпаге» (из к-ф «Достояние республики», 1971)
Ещё одним ярким результатом тандема «Энтин-Крылатов» стала «Песенка о шпаге», более известная в народе как «Вжик-вжик-вжик». Она стала ударным хитом приключенческого фильма «Достояние республики» (реж. Владимир Бычков) о поисках культурных сокровищ, похищенных у молодой советской страны.
Роль бесстрашного авантюриста-романтика должен был играть Андрей Миронов, и Энтин писал текст песни специально под него. Надо сказать, что в детстве Юрий Сергеевич сам мечтал стать актёром, поэтому к поставленной задаче отнёсся с огоньком. Он даже взял шпагу и какое-то время скакал перед зеркалом, представляя себя Мироновым. В кино, как известно, сроки жёсткие, поэтому творцам пришлось уложиться в три дня.
Е. Крылатов:«Когда пишу музыку, не жду никакого вдохновения. В кино я проработал всю жизнь, а это фактически производство, которое связано определенными сроками, обязательствами, разве можно ждать, когда тебя посетит озарение? Я должен сесть за рояль и выдать свою продукцию — мелодию. И никого не интересует, есть ли у меня настроение, желание писать музыку, или нет. Я часто цитирую Чайковского, который говорил, что вдохновение не посещает ленивых».
Когда песня была представлена Миронову, тот изрядно огорчил Энтина, заявив, что песня звучит слишком игриво и легкомысленно (актёр, видимо, устал от комедийного амплуа). «А вы в курсе, что мой герой в конце погибает?» — говорил Миронов. — «Это же надо как-то отразить». Тогда, в результате мозгового штурма, Энтин выдал на гора ещё один — более драматический — куплет:
На опасных поворотах Трудно нам как на войне. И, быть может, скоро кто-то Пропоёт и обо мне…,
а аранжировщики сопроводили его звуками похоронного хорала. Актёр остался доволен.
А вот цензуру текст смутил другим. Так как песню герой Миронова исполнял перед мальчишкой-беспризорником, то строки «Шпаги звон, как звон бокала, С детства мне ласкает слух…» сочли неуместными — что ещё за пропаганда алкоголизма среди несовершеннолетних? Но, как мы знаем, Энтин их всё-таки отстоял.
Ю. Энтин:«Да, они вышли, несмотря на все унижения. В какой-то степени это была маленькая игра в диссидентство, хотя я не был диссидентом, был членом КПСС. Я мог бы написать целую книгу о цензуре в моих произведениях».
Может быть, не такой броской, но, безусловно, изящной стала и другая песня Крылатова из того же фильма. Имеется в виду «Романс Маркиза (Что будет, то и будет)», на этот раз написанный на стихи Беллы Ахмадулиной.
Несмотря на огромный успех «Лесного оленя» и «Шпаги», главные хиты ждали тандем Крылатова и Энтина впереди… «Взлета-а-я-а-а выше е-ели-и-и…» Но об этом в другой статье.