О чем молится богомол?
Это насекомое получило свое название благодаря благочестивому виду: умиротворенной позе с кротко сложенными передними лапками. На латыни его имя звучит как Mantis religiosa (религиозный пророк), а по-русски — просто богомол.
Однако молитвенная поза продиктована вовсе не духовными устремлениями, а жизненной необходимостью. Одиноко притаившись среди листвы, насекомое находится в постоянном напряжении, готовясь захватить замешкавшуюся добычу в свои цепкие «намоленные» лапки.
Мелкие насекомые быстры и проворны, поэтому у богомола есть лишь одна попытка, чтобы одним рывком выпрямить лапы, вцепиться мертвой хваткой в жертву и поднести ее к своим мощным челюстям. А дальше — дело техники. Но поймать добычу — большое везение. Насекомое по нескольку часов сидит в «умиротворенной» позе, пока какая-нибудь беспечная букашечка не приблизится к хищнику.
А оставаться все это время незамеченным богомолу помогает маскировка. Он настолько сливается с фоном, сохраняя поразительную неподвижность, что ни мелким «шестиножкам», ни более крупным, враждебно настроенным насекомым и в голову не придет, что неприметная веточка или листик — это застывший в ожидании богомол.
Окрас у богомолов может быть разным: зеленым, желтым, бурым. И это вовсе не признак подвида, а индивидуальная особенность каждого насекомого, как цвет кожи у человека. С учетом этого цвета богомол и выбирает для себя фон: зеленые насекомые — листву, бурые и желтые — сухие ветки.
Впрочем, если огромные выпуклые, широко расставленные глаза богомола приметят добычу посолиднее, охотник не спеша, даже не маскируясь, начинает движение. И хорошо если жертва сразу взлетит или прыгнет, иначе бедняжка попадает в живой капкан и ее тело пронзает множество шипов.
Однако у этого триллера все же случается счастливый конец — иногда жертве удается вырваться. Ведь богомол настолько уверен в своих силах, что нападает даже на мышей, птиц и рептилий. И тем порой удается проучить кровожадное насекомое.
Впрочем, на крупную дичь богомол охотится только при очень сильном голоде. Сытое насекомое не обращает никакого внимания на непосильную добычу. И если любопытное животное само пошло на сближение, богомол все так же, отработанным движением, выбрасывает вперед свои лапки, но уже не захватывает, а отталкивает наглеца, выставляя напоказ свои шипы.
Как правило, этого достаточно, чтобы охладить пыл любопытного зверька. Однако немало существ, наблюдающих за богомолом отнюдь не из праздного интереса. Крупное и неспешно передвигающееся насекомое нередко само становится чьим-то обедом.
Если его передние лапки шустро расправляются с добычей, то все остальные конечности вовсе не приспособлены для бега. Да и крыльями насекомое старается пользоваться как можно реже, ведь грузное, медленное и неманевренное насекомое и на земле не составляет труда настигнуть, что уж говорить о воздухе.
Так о чем же молится богомол, сцепив свои лапки в замок? Может, об удачной охоте на неосторожных насекомых или о защите от более расторопных и мощных врагов?